9 класс, 2023-2024 уч.год
кл. руководитель Фокша В.В.:
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ 9 класс ПЕРЕЙТИ
8 класс, 2022-2023 уч.год
кл. руководитель Фокша В.В.:
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ 8 класс ПЕРЕЙТИ
ФЕВРАЛЬ
7 класс, 2021-2022 уч.год
кл. руководитель Фокша В.В.:
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8 Физкультура | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8. Музыка | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8 .физкультура | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8. музыка | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8.физкультура | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8. музыка | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| УРОК 09.06. |
| |
| |
| |
| |
8. Музыка |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8.физкультура | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8. музыка | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8.физкультура | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8. музыка | |
| |
| |
| видеоурок |
| |
| |
| |
| |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8.физкультура | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8. музыка | Урок 19.05.22-Мальчики урок 20.05-девочки
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8. Музыка | урок 12.05-девочки Урок 12.05.22-Мальчики |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8. музыка | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8.физкультура | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8. Музыка | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
| |
| урок 18 апреля |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| https://docs.google.com/document/d/1fHLSamv5ZnmzvIkgKzYNFQxKW-rRE_Mg/edit?usp=sharing&ouid=114865092138188336177&rtpof=true&sd=true |
| |
| |
| |
8. музыка | урок 21.04-девочки Урок 21.04.22-Мальчики |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
|
| |
| |
| |
| |
| |
8. Физкультура | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8. Музыка |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
| |
| |
| https://docs.google.com/document/d/12OPofPgke4YAYnwRsdhQe8r-glccVrus/edit?usp=sharing&ouid=106946768211864074574&rtpof=true&sd=true |
| УРОК 04.04.2022 |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8.Физкультура | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
|
|
|
8. музыка | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
8.Физ-ра | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
|
| |
8. музыка | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
|
Среда, 23 марта 2022г. |
|
1. информатика | урок 23.03.22 |
2. география | Урок 23.03.22 |
3. алгебра | урок 23.02.22 |
4. физ-ра | урок 23.03 |
5. рус.яз | |
6. ИЗО | урок 23.03.22 |
7. технология | |
Четверг, 24 марта 2022г. |
|
1. обществознание | Урок 24.03.22 |
2. литература | Урок 24.03 |
3. геометрия | урок 24.02.2022 |
4. англ.язык | https://docs.google.com/document/d/1-PK8I7VeDYXr4KWIAOCvGphFwN3L8eMS/edit?usp=sharing&ouid=106946768211864074574&rtpof=true&sd=true |
5. физика | урок 24 марта |
6. эл.курс химия | |
7. технология 8. музыка | |
Пятница, 25 марта 2022г. |
|
1. физ-ра | урок 25.03 |
2. рус. язык | |
3. История | Урок 25.03 |
4. алгебра | урок 25.02.2022 |
5. география | |
6. край родной - вселенная моя | урок 25.03 |
7. |
17 февраля 2022-технология-урок-мальчики урок 17.02-девочки
17 февраля 2022-музыка-урок
17 февраля 2022г. - элективный курс "Химия - наука о веществах" - урок
День недели |
Материалы урока, домашнее задание |
Понедельник, 14 февраля 2022г. |
|
1. физика |
|
2. Английский язык |
|
3. русский язык |
|
4. алгебра |
|
5. история |
|
6. Христианская этика |
|
7. |
|
Вторник, 15 февраля 2022г. |
|
1. биология |
|
2. |
|
3. геометрия |
|
4. Литература |
|
5. английский язык |
|
6. |
|
7. элект. курс биология 8.физкультура |
|
Среда, 16 февраля 2022г. |
|
1. информатика |
|
2. география |
|
3. алгебра |
|
4. физкультура |
|
5. Русский язык |
|
6. |
|
7. технология |
День недели |
Материалы урока, домашнее задание
|
Понедельник, 7 февраля 2022г. |
|
1. физика |
|
2. английский язык |
|
3. русский язык |
|
4. алгебра |
|
5. История |
|
6. "Библейская история и христианская этика" |
|
|
|
Вторник, 8 февраля 2022г. |
|
1. биология |
|
2. русский язык |
|
3. геометрия |
|
4. литература |
|
5. английский язык |
|
6. эл.курс |
|
7. физкультура |
|
Среда, 9 февраля 2022г. |
|
1. география |
|
2. Русский язык |
|
3. алгебра |
|
4. физкультура |
|
5. информатика |
|
6. изо |
|
7. технология |
09.02.22-девочкиурок 09.02.22-мальчики |
Четверг,
10 февраля 2022г.
|
|
1. Обществознание |
|
2. литература |
|
3. геометрия |
|
4. английский язык |
|
5. физика |
|
6. эл.курс химия |
|
7. Технология 8. Музыка |
|
Пятница,
11 февраля 2022г.
|
|
1.физкультура |
|
2. русский язык |
|
3. история |
|
4. алгебра |
|
5. география |
|
6. |
|
7. |
|
Среда, 2 февраля 2022г.
|
|
1. информатика |
|
2. алгебра |
|
3. физкутьтура |
|
4. История |
Урок 02.02.2022 |
5. география |
|
6. |
|
7. технология |
урок 02.02.22-мальчики урок 02.02-девочки |
Четверг,
3 февраля 2022г.
|
|
1. Обществознание |
|
2. Литература |
|
3. Геометрия |
|
4. Английский язык |
|
5. физика |
|
6. эл.курс химия |
|
7. музыка 8. технология |
урок 03.02.22-музыка урок 03.02-мальчики урок 03.02.22 девочки |
Пятница,
4 февраля 2022г.
|
|
1. физкультура |
|
2. русский язык |
|
3. История |
|
4. алгебра |
|
5. география |
|
6. эл.курс "Край родной" |
|
|
|
День недели | Материалы урока, домашнее задание
|
Понедельник, 15 ноября 2021г.
|
|
1. История | |
2. Физ-ра | |
3. Русский язык | |
4. алгебра | |
5. Англ. язык | |
6. Физика | |
7. Край родной - вселенная моя | |
Вторник, 16 ноября 2021г.
|
|
1. Биология | |
2. Технология | |
3. Геометрия | |
4. Рус.язык | |
5. Литература | |
6. Информатика | |
7. История | |
Среда, 17 ноября 2021г.
|
|
1. ИЗО | |
2. География | |
3. Англ. язык | |
4. Алгебра | |
5. Рус.язык | |
6. Физ-ра | |
7. Христианская этика | |
Четверг, 18 ноября 2021г.
|
|
1. Обществознание | |
2. Литература | |
3. Геометрия | |
4. Англ.язык | |
5. Физика | |
6. Музыка | |
7. Физ-ра | |
Пятница, 19 ноября 2021г.
|
|
1. География | |
2. Русский язык | |
3. Алгебра | |
4. Химия - наука о веществах | |
5. История | |
6. Технология | Урок 19.11.21-мальчики Урок19.11-Девочки |
7. Читаем поэзию вместе |
День недели | Материалы урока, домашнее задание
|
Понедельник, 8 ноября 2021г.
|
|
1. алгебра | |
2. История | |
3. Русский язык | |
4. физкультура | |
5. английский язык | |
6. физика | |
7. Край родной - вселенная моя | |
Вторник, 9 ноября 2021г.
|
|
1. Биология | |
2. Технология | Урок 09.11.21-Девочки |
3. Геометрия | |
4. Русский язык | |
5. Литература | |
6. Информатика | |
7. Элект. курс "Биол. краеведение" | |
Среда, 10 ноября 2021г.
|
|
1. ИЗО | |
2. География | |
3. Англ. язык | |
4. Алгебра | |
5. Русский язык | |
6. Физ-ра | |
7. Христианская этика | |
Четверг, 11 ноября 2021г.
|
|
1. Обществознание | |
2. Литература | |
3. Геометрия | |
4. Англ. язык | |
5. Физика | |
6. Музыка | |
7. Физ-ра | Урок11.11.21-Факультатив |
Пятница, 12 ноября 2021г.
|
|
1. География | |
2. Рус. язык | |
3. Алгебра |
|
4. Эл. курс химия | |
5. История | |
6. Технология | |
7. Читаем поэзию вместе |
День недели |
Материалы урока, домашнее задание
|
Понедельник,
1 ноября 2021г.
|
|
1. 1. История |
|
2. 2. Физ-ра |
1.11.2021 |
3. 3. Русский язык |
|
4. 4. Алгебра |
|
5. 5. Англ. язык |
|
6. 6.физика |
|
7. 7. Край родной - вселенная моя |
|
Вторник,
2 ноября 2021г.
|
|
1. 1. Биология |
|
2. 2.Технология |
Урок 2.11.21-Девочки Урок 02.11-Мальчики |
3. 3. Геометрия |
|
4. 4. Русский язык |
|
5. 5. Литература |
|
6. 6. Информатика |
|
7. 7. История |
Урок 02.11.21 |
Среда,
3 ноября 2021г.
|
|
1. 1. ИЗО |
|
2. 2. География |
https://docs.google.com/document/d/1s6aVoIT99zi1cdidBZ2Ns_NFAagS0BoBWcz-9Xn5G78/edit?usp=sharing |
3. 3. Англ. язык |
|
4. 4. Алгебра |
|
5. 5. Русский язык |
|
6. 6. физкультура | |
7. 7. Христианская этика |
17.09.2021
Изучить параграф 5. Повторить изученные правила, выполнить упр. 27.
История
Изучить материал параграфа 2 (учебник История России, ч.2). Ответить на вопросы параграфа, составить конспект.
Читаем поэзию вместе
Подобрать для выразительного чтения и худ. анализа стихотворение на осеннюю тематику.
Элективный курс "Химия - наука о веществах"
Тема: Правила работы с
химическим оборудованием, лабораторной посудой, химическими реактивами. ТБ при
выполнении химического эксперимента
Изучите правила техники безопасности в кабинете химии:
Правила техники безопасности в кабинете химии
Школьная химическая лаборатория оборудована самым простым оборудованием и наиболее безопасными реактивами, поэтому в качестве основных и самых необходимых правил поведения можно выделить следующие.
1. Работать в лаборатории необходимо в специальной одежде (халате), а при проведении опытов с особо опасными веществами использовать респиратор, защитные очки, перчатки.
Волосы должны быть убраны.
2. В лаборатории следует вести себя аккуратно, не бегать, не размахивать руками. На лабораторном столе во время работы не должно быть посторонних предметов.
3. Работа должна быть предварительно спланирована учащимся и одобрена преподавателем. Постарайтесь ограничить самодеятельность — это опасно! В любой экстренной ситуации обращайтесь к учителю!
4. Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
5. Строго запрещается принимать в лаборатории пищу и напитки. После проведения опытов необходимо тщательно вымыть руки. Запрещается пробовать вещества на вкус.
6. Все опыты с ядовитыми и пахучими веществами выполнять в вытяжном шкафу.
7. Химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!).
8. Неизрасходованные реактивы не высыпать и не выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты.
9. Опасные продукты реакции сливать только в соответствующие банки в вытяжном шкафу.
10. Жидкости переливать через химические воронки. Склянку, из которой переливают жидкость, необходимо держать этикеткой к руке во избежание ее порчи.
11. При нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и других работающих.
12. Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости.
13. При необходимости определить запах выделяющихся при реакции газов нужно легким движением ладони направить струю газа от горлышка сосуда к себе и осторожно вдохнуть.
14. При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту(или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот.
Помните: пренебрежение правилами безопасности и неаккуратность в химической лаборатории могут привести к реальным травмам!
Просмотрите видео по теме:
Для закрепления и проверки знаний поиграйте:
https://learningapps.org/67596, https://learningapps.org/72701 , https://learningapps.org/102361
https://learningapps.org/498408
Современные технологии и перспективы их развития
Понятие технологии
Вы уже знаете происхождение слова «технология». Ознакомьтесь с современным значением этого понятия. Технология — комплекс организационных мер, операций и приёмов, направленных на создание продукта труда с заданным качеством и минимально возможными затратами и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. При этом продукт труда может быть материальным, информационным, интеллектуальным и др.
История развития технологий.
Любая технология возникает не сразу. Например, древний человек, изготовивший первый каменный топор, был умельцем, изобретателем, и до него никто не мог создать что-то подобное. Спустя некоторое время сформировалась последовательность действий, позволяющая изготовить такой топор, удобный в обращении и обладающий достаточной прочностью. Эта последовательность действий и была примитивной технологией. То есть технология возникает тогда, когда процесс достижения какого-либо результата раскладывают на действия (операции). Затем, повторяя эти операции в определённой последовательности, получают необходимое количество требуемых объектов (изделий).
Цикл жизни технологии.
Каждая технология применяется на протяжении некоторого времени, причём в какие-то периоды менее интенсивно, а в какие-то — более интенсивно. То есть технология проходит определённый цикл жизни (жизненный цикл), в котором имеются следующие периоды: формирование (становление), устойчивое развитие, период наибольшей востребованности, спад (рис. 7).
Цикл жизни технологии
• Эволюция потребностей. Человеку, применявшему ранее для передвижения по воде небольшую лодку, выдолбленную из ствола дерева, потребовалась большая лодка, и таким образом возникла задача разработки технологии её изготовления.
• Практический опыт. Человек освоил практику получения досок из ствола дерева, и этот практический опыт позволил создать технологию изготовления корпуса большой лодки из досок.
• Научное знание. Знание методов получения и обработки металлов позволило разработать технологию изготовления речных и морских судов с металлическим корпусом.
• Технологизация научных идей. Учёные выдвинули научную идею о том, что чем меньше корабль погружён в воду, тем большую скорость он может развить. На основании этой идеи была создана технология строительства быстроходных кораблей на подводных крыльях.
С течением времени существующую технологию заменяет более совершенная, позволяющая удовлетворить всевозрастающие потребности людей. Это и является главной закономерностью технологического развития.
Виды технологий
В настоящее время существует множество технологий.
Материальные технологии
Производственные технологии:
• промышленные технологии: технологии добычи полезных ископаемых, машиностроительная и судостроительная технологии, строительные технологии, технологии производства тканей и одежды из них, химические технологии, технологии изготовления мебели, технологии получения продуктов питания и др.;
• технологии сельского хозяйства: технологии животноводства, растениеводства, лесоводства и др.
Технологии в сфере быта: технологии содержания и ремонта жилья, освещения и отопления помещений, безопасности частных владений, оформления жилых помещений и др.
То есть материальные технологии подразумевают работу с так называемыми материальными ресурсами: минеральным сырьём, металлами, древесиной и древесными материалами, химическими веществами, тканями, продуктами сельскохозяйственного производства, пластмассами, стеклом и др. На рисунке 8 показаны составляющие материальной технологии.
Элементы материальной технологии
Нематериальные технологии
Информационные технологии: технологии управления, накопления, обработки и передачи информации, программное обеспечение и др.
Социальные технологии: технологии общения, распространения новостей, решения общественно важных проблем, технологии работы с общественным мнением, технологии применения социальных сетей и др.
Интеллектуальные технологии: технологии кинопроизводства, постановки спектаклей и зрелищных мероприятий, создания картин, книг и др.
То есть в рамках нематериальных технологий имеют дело с нематериальными ресурсами: информацией, проектными и научными разработками, зрелищами, искусством, законотворчеством, управлением, финансовыми и страховыми услугами и др. На рисунке 9 показаны составляющие информационной технологии.
Рис. 9. Элементы информационной технологии
Существует множество других технологий: транспортные, военные, инновационные, банковские, телекоммуникационные (Интернет, телевидение) и др.
В настоящее время быстро развиваются так называемые высокие технологии: робототехника, нанотехнологии, микроэлектроника, космические технологии, биотехнологии, атомная энергетика, навигационные технологии, солнечная энергетика и др.
Технологии и мировое хозяйство.
С начала XXI века технология оказывает значительное влияние на развитие мирового хозяйства: освоение наиболее эффективных и высоких технологий способствует сближению национальных хозяйств различных стран, созданию межнациональных производственных комплексов и в конечном счёте ускоренному развитию стран и росту благосостояния людей.
Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду.
Антропогенным называют любое человеческое воздействие на окружающую природу, приводящее к её изменениям, как правило, в худшую сторону. Разработанные людьми технологии очень часто оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду (рис. 10).
Рис. 10. Техногенные факторы, отрицательно влияющие на окружающую среду
Практическая работа № 2
Ознакомление с технологиями
1. Выберите из приведённого списка одну из потребностей человека и перечислите в рабочей тетради, какие технологии необходимы для удовлетворения данной потребности:
• потребность в жилище;
• потребность в транспортировке грузов;
• потребность в учёбе;
• потребность в занятии спортом;
• потребность в изучении космоса;
• потребность в развлечениях.
2. Приведите примеры производственных технологий и технологий в сфере быта.
3. Запишите в рабочей тетради последовательность действий для одной из простейших технологий:
• укладка школьных принадлежностей в рюкзак перед выходом в школу;
• уборка комнаты подростка;
• мытьё посуды вручную;
• подготовка велосипеда к прогулке;
• посещение продуктового магазина;
• подготовка грядки на садовом участке к посадке.
Запоминаем опорные понятия
Технология, жизненный цикл технологии, источники развития технологий, материальные и нематериальные технологии.
Самостоятельная работа
Подготовка к образовательному путешествию (экскурсии).
Узнайте, выполнив поиск в Интернете и других источниках информации, какие предприятия вашего города (региона проживания) работают на основе современных производственных технологий. Выберите предприятие для совершения экскурсии и ознакомления с применяемыми на нём технологиями. Сохраните информацию в форме описания, фотографий и др.
Проверяем свои знания
1. Что такое технология?
2. Перечислите периоды развития технологии в жизненном цикле.
3. Почему разработанные технологии очень часто оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду?
17.09.21.
Здравствуйте,сегодня мы будем изучать образование равнин и гор. Выясним, почему горы превращаются в равнины (проблемный вопрос): Какие силы изменяют рельеф? Как образуются равнины и горы? Вопросы к учащимся: Откройте и сопоставьте физическую карту и карту строения земной коры (на физической карте мы видим, что на материках существуют крупные формы рельефа равнины и горы и в земной коре они соответствуют различным структурам – платформам и складчатым поясам) | |
Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км. Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые. Старые (глыбовые, возрожденные) горы.Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д. ) Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет). Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д. |
Работа по группам: учащиеся отвечают на вопросы: - Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли) - Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли). - Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние). - Давайте вместе с вами нарисуем схемы, которые помогут нам разобраться, что это за силы и каким образом они действуют. Схема заполняется по ходу рассказа учителя. С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека. Перепады температур (выветривание) С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой. Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок. Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания. Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, - химическое. В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных. Реки и Мировой океантакже накладывают отпечаток на рельеф Земли: река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию. Поверхностные воды оставляют шрамы оврагов на поверхности холмов и равнин. Льды при своем движении бороздят прилегающие территории. Полновластным хозяином открытых пространств являетсяветер. Встречая на своем пути препятствия, он образует величественные холмы – дюны и барханы. В пустыне Сахара высота некоторых из них достигает 200 – 300 метров. В горных массивах, расположенных в пустыне, почти никогда не бывает рыхлого материала, заполняющего углубления и трещины. Вот почему возникают эоловые формы рельефа, напоминающие башни, столбы и причудливые замки. Хозяйственная деятельность человека тоже вызывает изменения рельефа. Человек добывает полезные ископаемые, в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов) |
1. Если рельеф горный, то в основании территории находится: а. складчатая область б. платформа в. плита г. щит 2. Если в основании территории находится малоподвижный элемент земной коры, на поверхности которого породы располагаются горизонтально, то рельеф будет: а. равнинный б. горный 3. Если рельеф равнинный, то в основании территории находится: а. платформа б. складчатая область в. плита г. щит 4. Если в основании территории находится подвижный элемент земной коры, породы которого сжаты в складки, то рельеф будет: а. равнинный б. горный 5. К внутренним процессам, формирующим рельеф относится: А) деятельность ветра Б) движение земной коры В) деятельность ледника Г) деятельность воды 6. В пустыне Сахара главным рельефообразующим процессом является: А) деятельность воды Б) деятельность человека В) деятельность ветра Г) движение земной коры | |
На территории каких материков и каких стран находятся эти формы рельефа? | |
Ребята, мы сегодня очень хорошо и творчески поработали. Давайте проанализируем свою работу на уроке. Что нового, интересного вы сегодня узнали? Какие методы познания мы использовали на уроке? Какой вид работы вам понравился? | |
Задание на дом: | Устно ответить на предложенные вопросы,написать конспект по учебнику. |